Казни египетские

Был вопрос: Уже давно задаюсь этим вопросом, и не могу ответить: за что Бог уничтожил египетских первенцев? Удивляет то, что даже отобрать детей у Адама и Евы – аморально (так объяснено в Законе Божьем), а убить всех безгрешных египетских первенцев - это справедливо?

На первый взгляд этот вопрос кажется неотразимым обвинением Бога. Но это только на первый взгляд неведения. Чтобы разобраться, почему суд Божий над египтянами был справедлив, надо несколько углубиться в историю вопроса, да и немного - в богословие.

У этого вопроса есть много аспектов. Прежде всего, точкой отсчёта наших рассуждений следует сделать тот факт, что человек чаще всего смотрит на временное, на земную жизнь, на сиюминутные радости и страдания. Перспектива же воззрения Бога иная: Бог смотрит на вечность, на судьбы каждого человека и всего человечества не только на коротком отрезке времени, но в ракурсе участи всех и каждого после смерти - вечной жизни или вечной смерти, спасения или погибели. Поэтому то, что в данный момент может показаться нам злом и страданием, оказывается потом заботой, лекарством, охранением от бед – и, поняв это, мы благодарим Бога за Его промышление о нас. Это относится как к каждому из нас, так и к судьбам человечества, стран и народов. С момента грехопадения первых людей, своим выбором подчинивших себя власти дьявола и тем самым лишившихся рая, Бог вёл человечество, словно неразумное дитя, по пути возвращения в Царство Небесное, к цели спасения от муки ада. Путь это был тяжёл не по вине Бога, Который «смерти не сотворил, не радуется …о погибели живых существ» (Прем. Солом. 1, 13), а потому, что люди, отлучив себя грехом от Бога, от Источника всякого добра, стали жестоки, зло совершали легко, а зов добра слышали редко, и ещё реже следовали ему. Мир, покорившийся духам зла, лежал во зле…

А теперь вернёмся к Египетским казням. Предсказывая последнюю казнь, Господь сказал Моисею: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх. 12, 12). Давайте разберёмся, на чьих руках кровь первенцев на самом деле: «кто виноват», почему Господь говорит, что «произведёт суд.

Вспомним, что было задолго до этого. Увидев, что еврейский народ становится многочисленным, «Царь Египетский повелел повивальным бабкам …: когда вы будете повивать у евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

…Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых» (Исх. 1, 15-16, 22).

Здесь ясно видно действие духовных законов, законов справедливого воздаяния. «Что посеешь, то и пожнёшь»… Зло бумерангом возвращается на сотворившего зло. Египтяне целенаправленно и упорно убивали еврейских первенцев. Справедливо ли было защитить этих невинных детей? Очевидно, что с этой точки зрения кровь первенца фараона и всех других – на руках самого фараона.

И более того. Потомки Авраама были единственным народом в мире, сохранившим веру в истинного Бога и ожидавшем исполнения обещанного Творцом Спасителя мира. Их верность Богу была тогда залогом будущего спасения всего человечества. А египтяне уничтожали и это последнее прибежище верности Богу, и, не смотря на все чудеса и требования пророка Моисея, не желали отпустить народ из рабства.

Иными словами, евреи, как хранившие верность истинному Богу, - были Его первенцами, а египтяне их убивали. Господь так и сказал Моисею: «И скажи фараону: так говорит Господь <Бог Еврейский>: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего… а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4, 22-23). И с этой точки зрения кровь египетских первенцев на руках египтян.

Можно пойти и дальше. Почему египтяне были так жестоки, безжалостны? Кто развратил их души? Никто, как дьявол, с его воинством, обманом и лестью совращавшие ко злу всех людей, начиная с Адама и Евы. Итак, фараон жесток, потому что его сердце во власти демонов, правда, по его же собственному произволению.

Предвижу возможное возражение: мол, это «Бог ожесточил сердце фараона». Но не Бог сделал фараона жестоким, наше сердце имеет свободу, на которую не посягает Бог, - сам фараон ожесточился, укрепился во зле, потому, что Господь долготерпел его жестокость. Так бывает и с избалованным ребёнком, которому всё прощают родители, и со взрослым тираном. Об этом пишут многие святые отцы.

Святитель Феофилакт Болгарский говорит о причинах ожесточения сердца фараона так: «Что же значит — Бог ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона, подобно тому как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает этим долготерпением».

То же самое говорит и святитель Феофан Затворник, распространяя этот принцип с библейской ситуации на все случаи человеческого ожесточения вообще: «Слово «ожесточает» не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости». «Бог не силою Своею ожесточал фараона или возбуждал его противиться Себе; напротив, Он все делал, чтобы расположить фараона добровольно отпустить иудеев, а тот все противился. Казнь за казнию Бог посылал на него и Египет; он на минуту смягчался, а потом снова ожесточался, говоря: «Бога вашего не вем и Израиля не пущу» (ср.: Исх. 5, 2). Росло ожесточение, возвышались и карательные знамения, пока не погружен был сей ожесточенный богоборец в пучине морской. Сила Божия с торжеством явлена была на нем, и слава имени Божия пронеслась по всей земле, как исповедала Раав, говоря: мы слышали, как иссушил Бог море и прочее (см.: Нав. 2, 10). Экумений говорит: «фараон по собственному злонравию пострадал, что пострадал. Бог спасти его хотел, почему и долготерпел столько, давая место покаянию. И кто не подивится Богу, столько долготерпевшему?» …Григорий Нисский пишет: «что ожесточен был египетский тиран, это не в том смысле надо понимать, будто Бог нарочно силою Своею влагал в душу его ожесточенное противление; но что так произошло потому, что произволение его, по склонности ко злу, не принимало слова, имевшего целию умягчить его ожесточение» (у Экумения). Василий Великий говорит: «ожесточил Бог фараона, долготерпением и отменением казней усиливая его злонравие, чтобы, когда возрастет до последней меры злоба его, праведным явился суд Божий над ним»».

Итак, кто виноват в гибели египетских первенцев? Фараон всё равно что своими руками убил первенцев своей страны. Божий суд был праведен.

И ещё немного о казнях египетских. Мы знаем, что Бог допускает зло не ради добра, Богу не нужна такая плата за добро. Но так как зло проникло в мир по вине творения, то Бог в Своем мировом плане заставляет также и зло служить добру. Он и зло направляет к добру.

И десятая казнь египетская была не просто вразумлением фараона, - она была судом, прообразом, проповедью истины, разоблачением бессилия ложных богов (как и все предыдущие казни), чудом и многим другим. Помните: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх. 12, 12).

Итак, здесь речь идёт о суде Бога над ложными богами, над язычеством, а исполнил её Ангел Господень, как об этом не раз говорится в Св. Писании в похожих случаях проявления Промысла. Это было обличением язычества в глазах самих язычников и в глазах иудеев, которые, как показали дальнейшие события с поклонением золотому тельцу и многие прочие, нуждались в таком обличении.

По сути своей они и не были казнями, а были – убеждением, вразумлением, проповедью. Они несли в себе глубочайший нравственный и религиозный смысл и имели множество целей. Не сразу ведь были убиты первенцы, но долго, очень долго Моисей убеждал фараона и иже с ним отпустить его народ, не глумиться над ним, дать ему послужить его Богу. И Бог через эти бедствия явно и неотразимо показывал всему Египту, что Он - единственный Владыка мира, Властелин всего творения, а боги египетские против Него не могут ничего – бессильны они и не достойны именоваться богами.

Например, первая казнь была направлена против Озириса, который олицетворял собою Нил, - и он оказался бессилен защитить страну от этого бедствия.

Вторая казнь, жабы, обличала богиню Хет, которая считалась гонительницей жаб, всякой нечисти и изображалась с головой жабы. Авторитет богини пал.

Моровая язва — пятая казнь, и египетские боги-покровители скота, Изирис и Изида, оказались бессильными предотвратить это бедствие.

Девятая казнь, тьма, которая наступила по всей земле, обличила перед египтянами бога солнца, верховное божество Египта. Ра также оказался бессилен перед лицом Бога Израиля.

И только тогда, когда ни одно из этих вразумлений не убедило, ни одна из этих неотразимых проповедей не была по-настоящему услышана, - только тогда разразилась над Египтом десятая казнь.

Символ совершения Пасхи, данный Богом тогда евреям, абсолютно неотразим. Прот. Серафим Слободской пишет кратко:

«Перед десятою казнью Господь повелел евреям выбрать для каждого семейства однолетнего агнца (ягненка), заколоть его, испечь и есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая (не ломая) костей; кровью же агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи так и сделали.

В эту ночь ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, от человека до скота. Он прошел мимо только тех домов, на дверях которых был сделан знак кровью».

Протоиерей Алексий Науменко сказал об этом символе: «Мы видим маленькое место, запечатанное Кровью Агнца (двери-косяки мазались в Египте в виде креста), за дверями которого нет смерти. О нем учение Церкви (церковь, духовная брань, евхаристия)».

Да, место, запечатанное кровью Спасителя, за дверями которого – спасение от смерти, вечная жизнь, - это созданная Христом Церковь. Всё бесчисленное множество смыслов домостроительства спасения рода человеческого Богом сходится в этом символе. Это потрясающий символ, если вдуматься…

И в заключение – немаловажная деталь. Не все египтяне были глухи и слепы к той великой и страшной проповеди об истинном Боге. Мы читаем в Священном Писании о тех из них, кто прозрел, уверовал, спасся:

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исх. 12, 37-38).

И израильтяне тоже унесли в своих сердцах познание величия Бога, в которого они веровали. Да, как показали последующие события, им это было очень, очень нужно… Ведь им надлежало сохранить веру в Бога истинного в безупречной чистоте, чтобы донести её до поры воплощения Бога и спасения Им человечества, чтобы в своё время принести Богу и миру священный плод – Пренепорочную Пречистую Деву, от Которой только и мог воплотиться Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Спасение всего человечества – вот смысл этих ветхозаветных событий…