Яблоки из рая

Недавно мой знакомый ошеломил меня заявлением, что рая как определённого места не существует. «Он лишь состояние души», - заверил он меня. «А где же был апостол Павел, когда был восхищен до третьего неба?» – спросила я. «А это было просто его состояние», - уверенно отвечал мой знакомый. «Но ведь душа должна же где-то находиться?» - удивилась я. «А это нам не открыто», - последовал глубокомысленный ответ. «А откуда же были яблоки преподобного Евфросина?» – не перестала допытываться я. Мой собеседник посмотрел на меня с непониманием. «Какие яблоки?!» - вопросил он, и в его голосе явственно прозвучала обеспокоенность моим здоровьем... А между тем яблоки были совершенно настоящие. Райские. Я о них расскажу.

Но сначала – маленький экскурс в историю.

Что такое рай?

Слово «рай» понятно всем, и в то же время имеет несколько значений. Слово это персидского происхождения, и означает «сад». Так названо прекрасное место, где Бог поместил первого человека, описанное в книге Бытия (Быт 2, 8; 15, 3). Раем называется и то блаженное жилище людей, искупленных и спасенных Христом, в которое праведники попадают после смерти, и то, которое наследуют они после Страшного Суда Божия. Последнее также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом». Очевидно, что во все времена и в вечности - это место благодатного общения с Богом, где нет никакого греха, никакой нечистоты, никакого горя, но одно духовное блаженство в Господе Боге Его творений, свободным произволением избравших добро.

Рай первозданный

Преп. Иоанн Дамаскин так описывает Эдемский сад, созданный Богом в начале времён для Адама: «Бог приготовил для него как бы некоторый дворец, где обитая, он проводил бы блаженную и довольную жизнь. Это и был божественный рай, насажденный руками Божиими в Эдеме, — хранилище веселия и всякой радости, ибо слово Эдем означает наслаждение. Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею. В нем было совершеннейшее благорастворение. Тончайший и чистейший воздух окружал его; вечно цветущие растения украшали его. Он был насыщен благовонием, наполнен светом и превосходил всякое представление чувственной прелести и красоты. Это была подлинно божественная страна и достойное жилище для созданного по образу Божию. Ни одно неразумное животное не обитало в раю: в нем жил один только человек, создание божественных рук».

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что "Адаму дана была вся земля, избранным же его жилищем был рай. Ему можно было ходить и вне рая, но находившаяся вне рая земля назначена была для обитания не человеку, а бессловесным животным, четвероногим, зверям, гадам. Царственным и владычным жилищем для человека был рай. Потому-то Бог и привел животных к Адаму, что они были отделены от него. Рабы не всегда предстоят господину, а когда только бывает в них нужда. Животные были названы и тотчас же удалены из рая; остался в раю один Адам".

О жизни Адама и Евы в раю пишет св. Иустин (Попович): «Обитая в раю в неизреченной гармонии с волей Божией, первые люди возрастали из добра в добро, из боговидения в боговидение, из совершенства в совершенство, из радости в радость, восходили из блаженства в блаженство, непрестанно воздвизаясь и направляясь своим богоустремленным существом к Вершине всех вершин, к Трисолнечному Богу и Господу».

Именно для этого и создан был рай – не просто для наслаждения этим чудесным местом, но как поприще стремления к чему-то более высокому. Рай был создан Богом, по словам святителя Василия Великого, как "главным образом училище и место образования душ человеческих".

Само наличие древа познания добра и зла и заповеди не вкушать от него указывает на предлежащее испытание, которое должен был выдержать человек, чтобы начать путь выше - и выше, от силы в силу, от славы к славе, от рая к Царствию Небесному. Но человек не выдержал испытания…

Рай после грехопадения первых людей

Из-за грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая, и, помрачённые грехом, утратили возможность видеть его. Однако существует множество описаний рая людьми, которые были вознесены в него силой Святого Духа и видели его.

Апостол Павел «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 3).

Преподобный Евфросин, преподобная Феодора, преподобный Григорий Синаит, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2 Кор. 12, 2) и созерцали райское блаженство.

Из житий святых и праведных мужей известен ряд случаев, когда те, кто побывал в раю, приносили из райских обителей настоящие плоды.

И вот наконец я добралась до яблок преподобного Евфросина Палестинского (IX в.), память которого Церковь совершает 11 сентября…

Некий иерей всегда молил Бога показать ему в чувственном виде те будущие блага, которые уготованы любящим его. И вот в одну ночь он имел такое видение: ему представилось, что он стоит в раю, со страхом и радостью созерцая его неизреченную красоту. Там он увидал повара своего монастыря Евфросина. Приблизившись к нему, иерей спросил:

– Брат Евфросин, – что это? Неужели это рай?

Евфросин отвечал:

– Да, отче, это рай.

Иерей опять вопросил его:

– А ты как здесь?

Евфросин отвечал:

– По великой милости Божией я поселился здесь жить, ибо сия есть обитель избранных Божиих.

Иерей спросил:

– Имеешь ли ты какую-нибудь власть над этими красотами?

Евфросин отвечал:

– Сколько могу, столько и даю из того, что видишь.

Иерей сказал:

– Не можешь ли и мне дать что-нибудь из сих благ?

Евфросин отвечал:

– По благодати Бога моего, возьми, что хочешь.

Тогда иерей, указав рукою на яблоки, попросил их. Евфросин, сорвав три яблока, положил их иерею в платок, говоря:

– Возьми то, чего просил, и насладись.

В это время начали ударять в церковное било к утрене. Иерей, проснувшись и придя в себя, счел виденное за сон, но, протянув руку к платку, нашел в нем те яблоки, которые получил в видении от Евфросина, и ощутил неизреченное благоухание от них и посему находился в изумлении. Встав с постели и положив на нее яблоки, он пошел в церковь и увидел там Евфросина стоящим на утренней службе. Подойдя к нему, иерей клятвенно упрашивал его открыть ему, где он был в нынешнюю ночь и что делал.

– Прости меня, отче, - отвечал Евфросин: - в нынешнюю ночь я был там, где ты меня видел. Ты, отче, просил у Господа показать тебе в чувственном виде воздаяния избранникам Его, и Господь благоизволил твоему преподобию показать сие чрез меня, худого и недостойного, и вот ты увидел меня в раю Бога моего.

– А что ты дал мне, отче, в раю, когда я просил у тебя?

– Я дал тебе три яблока – те самые, которые ты положил в келлии своей на одре.

По окончании утрени, иерей собрал братию и, показав ей три райских яблока, рассказал то, что видел. Тогда все ощутили от тех яблок неизреченное благоухание и радость духовную и в умилении дивились тому, о чем поведал иерей…

Это не единственная история о дарах рая, чудесным образом принесённых в наш временный мир.

«Особенного замечания достойны две повести, о монахе Павле и о монахе Ефросине, сохраненные нам Церковным Преданием, - пишет, рассказывая о свидетельствах Предания о рае, св. Игнатий (Брянчанинов). - Этих иноков видели в раю, первого многие из благоговейнейших братий его монастыря… В том и другом случае рай описывается обширным вертоградом, исполненным неизреченной красоты и благоухания. Преподобный Павел наделил своих братий, сообразно желанию каждого, цветами и другими произрастениями Святого рая; братия по окончании видения, пришедши в себя, имели в руках своих каждый то, что взял из рая» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке).

Подобную историю мы встречаем в житии мученицы Дорофеи (+288/300).

Когда святую мученицу повели на смерть, некий ученый и советник игемона Феофил сказал ей с издёвкой:

- Послушай, невеста Христова, пошли мне из рая Жениха твоего яблоко и роз.

- Я и действительно сделаю это, - ответила Дорофея.

Когда же они пришли на место казни, мученица умолила палача, чтобы он позволил ей немного помолиться. И когда она окончила молитву, предстал ей Ангел Господень в образе прекрасного отрока; на чистом плате он нёс три яблока и три розы.

Тогда мученица сказала ему:

- Молю тебя, отнеси все это Феофилу и скажи ему: «вот ты теперь имеешь, что просил».

После этого она была усечена мечом…

Феофил же, насмехаясь, пересказывал своим друзьям ответ Дорофеи на его просьбу прислать ему из райского сада яблок и цветов. Рассказав это, Феофил и друзья его засмеялись. Внезапно перед ним предстал Ангел с тремя прекрасными яблоками и тремя цветками, и сказал:

- По обещанию своему, святая дева Дорофея послала тебе всё это из рая Жениха своего.

Тогда Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, громко исповедал Иисуса Христа истинным Богом. Ведь стоял февраль, всю Каппадокию сковал мороз и лёд, и во всей округе невозможно было сыскать ни одного дерева или растения, на котором бы зеленел хоть один листик.

- Итак, - сказал Феофил друзьям, - как вы думаете, откуда эти цветы и яблоки с сучками и листьями?

Сказав это, он указал на яблоки и розы.

Друзья Феофила, видя эти плоды и обоняя их прекрасное благоухание, сказали:

- Мы и в обычное для плодов и цветов время не видали ничего подобного…

Преподобная Ирина Каппадокийская (+938), игуменья Константинопольского монастыря Хрисоваланду, также получила в дар из рая три яблока. В её житии рассказывается о том, что однажды, Великим постом, когда она провела всю ночь в молитве, незадолго до рассвета Ангел-хранитель перенёс в рай, где она среди святых, преподобных и мучеников увидела апостола Иоанна Богослова, которого весьма почитала. Он держал в руках три яблока, которые сорвал с райского дерева.

- Радуйся, Ирина, возлюбленная раба Христова! – обратился он ко святой. – Возьми эти райские яблоки, дабы они были тебе утешением на земле вплоть до твоего отшествия из мира. Так повелел Господь.

Преподобная Ирина протянула руки и взяла эти яблоки, которые были совершенно не похожи на те, что растут на земле: они были прекрасными, крупными и источали удивительное благоухание. Возрадовалась святая Ирина, и в этот миг она пробудилась от тонкого сна и увидела, что в руках у неё те самые райские яблоки, что передал ей апостол Иоанн. Со слезами благодарила она Господа и Его любимого ученика за этот дар.

Наутро она показала райские плоды сёстрам своей обители, сказав, что их привёз один моряк с острова Патмос, где в ссылке находился святой Иоанн Богослов.

Одно из яблок она разделила на множество кусочков и раздала монахиням. Благоухание от них распространилось по всей обители; казалось, что в монастыре варят церковное миро. Из уст инокинь распространялось такое же благоухание.

Втрое яблоко она послала Константинопольскому патриарху.

От третьего яблока она до конца своих дней отрезала по маленькому кусочку. Таким образом она получала божественное утешение и благодатную силу. При этом благоухание распространялось по всему монастырю…

Последнее из подобных событий, открытых нам, произошло с преп. старцем Паисием Святогорцем (+1994). Об этом случае рассказал архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш:

"Старец Паисий прожил в одной из келий нашего монастыря последние пятнадцать лет своей земной жизни. Обычно он приходил на монастырские бдения и молился рядом с чудотворной иконой "Страшное Предстательство". Братия тоже часто его навещала, как и множество паломников...

В тот год, когда у отца Паисия появились первые симптомы рака, много дней он все не появлялся, не открывал дверь своей кельи, ничем не показывал, жив ли он, и это очень беспокоило нас.

Прошло уже сорок дней, когда я решился и отправился к его келье. Стучу в дверь, - нет ответа. Тогда мне удалось отворить ее силой. Хотя я был встревожен, но удивительное дело, как только вошел, непонятный и неописуемый покой наполнил меня. Подхожу к его комнате и вижу старца - положив подушку, он сидит на полу и опирается на низенький столик.

Лицо заметно изнурено. Перед ним виноградная гроздь и хлеб. Вокруг - неизъяснимое, неведомое мне ранее благоухание. Повсюду разливается безмятежность. Начинаю говорить первым, прошу прощения и объясняю, как сильно мы волновались.

Он спокойно и просто, едва слышным голосом отвечает мне: "Все эти дни я постился и молился о зле и грехе в мире и о грядущих бедствиях... Изнемог... Пришла Богородица и дала мне виноград и хлеб... На, пробуй!" Беру немного винограда. Он имел розовый цвет. Винограда с таким вкусом и ароматом я никогда не ел. Спрашиваю: "Старче, а какая Она была Богородица?" Он с трудом встает и приносит мне маленькую иконку в рамке. Это был известный "Иерусалимский" образ Божией Матери. "Всегда приходит как Иерусалимская", - говорит он мне…

«Все поведания святых о рае согласны между собою, - пишет св. Игнатий (Брянчанинов). - Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо, что он состоит из садов, насажденных Богом, что древа этих садов постоянно покрыты цветами и плодами, что посреди рая течет река, напояющая его и разделяющаяся на четыре начала».

Вот как повествует о рае преп. Григорий Синаит, святой отец высочайшей духовной жизни, который был в раю в том же состоянии Божественного восхищения, что и апостол Павел:

«Эдем, место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреди тления и нетления, он всегда и обилен плодами и цветущ цветами, и зрелыми и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запаха тления, как дерева мира сего. Это - от изобилия благодати освящения, всегда там разливающейся».

Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение.

А блаженный Андрей (X в.) рассказывал: «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном и, восхищаясь духом, размышлял: "Что это?.. как я очутился здесь?.." Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился.

Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание... Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество... Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник... Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими... После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: "Нам должно взойти и еще выше". С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога... (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исайя-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое... Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости».

Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».

Апостол Павел, восхищенный до третьего Неба, говорит, повторяя слова пророка Исайи: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9).

О том, в каком состоянии пребывают сейчас праведники, сподобившиеся достичь после смерти рая, пишет святитель Марк Эфесский:

"Мы утверждаем, что …праведные еще не восприняли полностью свой удел и оное блаженное состояние, к которому они себя здесь уготовали чрез дела; … ныне же [они] находятся … в совершенном покое и свободными находятся на небе с Ангелами и пред Самим Богом, и уже как бы в раю, из которого ниспал Адам, вошел же прежде иных благоразумный разбойник, - и часто нас посещают в тех храмах, где их почитают, и слушают призывающих их и молятся за них Богу, прияв от Него этот изрядный дар, и … творят чудеса, и наслаждаются созерцанием Бога и оттуда посылаемым озарением, более совершенно и более чисто, нежели раньше, когда были при жизни …И … пребывают во всякой радости и веселии, ожидая уже и только лишь не имея еще в руках обетованное им Царство и неизреченные блага…"

Так где же находился и сейчас находится рай?

Эдемский сад был создан прямо на земле. Географическое положение его в настоящее время определить с точностью очень трудно. Указывая на него, Священное Писание говорит о реке, вытекавшей из Эдема для орошения рая и разделявшейся потом на четыре реки, именно: Фисон, Гихон (Геон), Хеддекел (Тигр) и Евфрат (Быт 2, 10-14). Очевидно, что страна Эдемская и рай находились в местности, лежащей близ рек Тигра и Евфрата.

Свят. Иоанн Златоуст пишет о местонахождении первозданного рая:

«Для того блаженный Моисей записал и имя этого места (Эдем), чтобы любящие пустословить не могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай был не на земле, а на небе, и бредить подобными мифологиями... … веруй, что рай точно был сотворен и на том самом месте, где назначило Писание».

Преп. Ефрем Сирин понимает связь рая с землей столь буквально, что в своем «Толковании на книгу Бытия» он точно определяет, что, будучи местом произрастания деревьев, рай был создан в третий день вместе с прочей растительностью и тварью.

Он пишет в своём сочинении «О рае»: «Когда же согрешил Адам; изгнал его Бог из рая, и по благости Своей дал ему жилище вне райских пределов, поселил в долине, ниже рая».

Иеромонах Серафим Роуз писал: "Говоря о рае, где обитал Адам до грехопадения, мы подходим к предмету тонкому и таинственному, который в то же время является необходимым ключом к пониманию всего христианского учения. …Это не просто духовное явление… это также часть земной истории. Писание и св. Отцы учат, что вначале, до грехопадения человека, рай был прямо здесь, на земле».

Вопрос о том, где сейчас находится рай, и находится ли он хоть где-нибудь, в последнее время часто вызывает расхождения во мнениях, непонимание и споры.

Иером. Серафим (Роуз), основываясь на святоотеческом наследии, утверждал:

«Нынешнее оставшееся неизменным в своем существе "место" рая - в высшем Царстве, которое еще, кажется, соответствует в буквальном смысле "возвышенности" над землей; в самом деле, некоторые св. отцы утверждают, что даже до грехопадения рай находился на некотором возвышенном месте, будучи "выше всей земли"».

Епископ Александр Милеант ёмко ответил считающим рай и ад исключительно состояниями души: "Все же будет неправильным считать Небо и ад лишь за разные состояния: они - два разных места, хотя не поддающихся географическому описанию. Ангелы и души умерших могут быть только в одном определенном месте, будь то Небо, ад или земля. Мы не можем обозначить место духовного мира, потому что он находится вне "координат" нашей пространственно-временной системы. То пространство другого рода, которое, начинаясь здесь, простирается в новом, не уловимом для нас направлении.

Многочисленные случаи из житий святых показывают, как это другого рода пространство "прорывается" в пространство нашего мира. Так, жители острова Еловый видели душу святого Германа Аляскинского, восходящую в огненном столпе, а старец Серафим Глинский - восходящую душу Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице. Как ни хочется нам своей мыслью проникнуть "туда", она ограничена фактом, что те "места", находятся вне нашего трехмерного пространства".

Иеромонах Серафим (Роуз) дал замечательный аналитический ответ сомневающимся в том, что рай (и ад) существует как духовная реальность и духовное место:

"Что же представляет собой небо? Где оно? Занимает ли оно какое-то место? Находится ли оно вверху?…

Так получилось, что вопрос о месте нахождения Неба (и ада) стал в наше время одним из вопросов, повсеместно понимаемых неправильно. Не так давно Хрущев насмехался над верующими людьми, которые еще верили в Небо, – он, видите ли, послал космонавтов в космос, и они не встретили Его!

Ни один мыслящий христианин, конечно, не верит в атеистическую карикатуру рая в облаках, хотя и есть некоторые наивные протестанты, которые готовы поместить Небо на дальней галактике или в созвездии; все видимое творение пало и испорчено, и в нем нигде нет места для невидимого Божия Неба, которое является реальностью духовной, а не материальной. Но многие христиане, чтобы избежать насмешек неверующих и не впасть в материализм, бросились в другую крайность и объявили, что "Небо нигде не находится". Среди римо-католиков и протестантов имеются изощренные апологии, утверждающие, что Небо – это состояние, а не место, что "вверху" – это только метафора, что Вознесение Христово (Лк. 24, 50-51; Деян. 1; 9-11) не было на самом деле "вознесением", а только изменением состояния. В результате подобных апологий Небо и ад стали весьма расплывчатыми и неопределенными понятиями.

Все православные источники – Священное Писание, богослужение, жития святых, творения святых отцов – говорят о рае и Небе как находящихся "вверху", а об аде – как находящемся "внизу", под землей.

Поэтому несомненно, что Небо – это место и оно выше любой точки на земле, а ад находится внизу, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются их духовные очи… Кроме того, эти места находятся вне координат нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает невидимо через рай, и спутник Земли – через третье Небо, а с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении.

Наше любопытство не должно простираться дальше общего знания о том, что Небо и ад действительно "места", но не места в этом мире, в нашей пространственно-временной системе. Эти "места" настолько отличаются от наших земных понятий "места", что мы безнадежно запутаемся, если попытаемся свести воедино их "географию"".

О жизни будущего века

Святой апостол Иоанн Богослов описывает Царствие Небесное, которое создаст Бог в конце времён:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его... И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 1-6, 10, 22-24, 27).

Достигнуть сего да поможет нам Господь Бог.

Искать же рай нам, конечно же, заповедано прежде всего в своём собственном сердце, как сказал Господь: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). И для того, кто обретёт Царствие Божие в своём сердце, местонахождение рая в мире не будет загадкой ни в этой жизни, ни в будущей.