Духовный закон

Об этом мало кто знает, а между тем вся наша жизнь подчинена духовным законам. Они действуют почти также неотвратимо, как неотвратимо падает камень на голову того, кто безрассудно бросит его вверх прямо над собой. И часто мы возмущаемся и ропщем по поводу неприятностей и бед, постигших нас, как нам кажется, незаслуженно, и не видим, что это те самые камни, которые мы в своей жизни легкомысленно побросали в воздух над своей головой… Многие лишь в несчастьях, вдруг прозрев, понимают, что есть некие таинственные законы духовной жизни, начинают смотреть на свою жизнь и мир совершенно иначе, обретают веру в справедливого Бога – и познают тайны действия этих законов. И тогда - благодарят Бога за то, что Он не только справедлив, но и милостив… Но как часто путь к этому знанию идёт через страдания! И всё из-за нашего незнания, нечувствия, неверия. Поэтому я хочу сегодня поделиться с вами этим бесценным знанием, и да поможет вам вера принять мою руку помощи.

«В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро — миром, радостью и пространством сердца.

Этот закон неизменен: он закон Неизменяемого, Всесвятого, Праведного, Премудрого и Вечного Бога. Делающие или исполнители этого нравственного или евангельского закона (он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукой», - пишет св. прав. Иоанн Кронштадский.

Священное Писание говорит о духовном законе: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2, 9-10).

Что же происходит, если человек нарушает духовный закон? Это приводит к ущербу, вреду, а иногда и к катастрофе. Грех прежде всего вредит тому, кто его совершил, нарушив законы духовной жизни собственной души, он разрушает его душу и его последствия зеркально возвращаются на согрешившего, подобно бумерангу.

Старец Паисий Святогорец: «Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжёлый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадёт вниз и разобьётся. Это природный естественный закон. А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьётся [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. "Вознося́йся смири́тся" (Лк. 18, 14; Мф. 23, 12). Это закон духовный».

Преп. Корнилий Крыпецкий: «Другому пожелаешь - себе получишь».

Преп. Иоанн Лествичник: «За какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те впадаем сами, и иначе не бывает».

Преп. Антоний Великий: «Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе впадешь в руки врагов твоих...»

Приведём несколько примеров действия духовных законов.

В книге "Луг духовный" рассказывается о жизни и кончине аввы Пимена пустынника:

«Агафоник, настоятель Кастеллийской киновии св. отца нашего Саввы, рассказывал нам: "однажды я пришел в Руву к отшельнику авве Пимену. Найдя его, я поведал ему свои помыслы. Настал вечер, и он пустил меня в пещеру. Тогда стояла зима, и в ту ночь было особенно холодно, так что я иззяб страшно. Утром приходит ко мне старец и говорит:

- Что с тобою, чадо?

- Прости, отче! Я очень плохо провел ночь от холода.

- Правда?! Но я, чадо, не озяб.

Я удивился этому, потому что он был наг.

- Сделай милость, скажи мне, почему ты не озяб? - спросил я.

- Пришел лев, лег подле меня и согревал собою. Впрочем я скажу тебе, брат, что я буду съеден зверями.

- За что?!

- Когда я еще находился на нашей родине (они оба были из Галатии), пас овец. Однажды проходил странник. Мои собаки бросились на него и на моих глазах растерзали. Я мог бы его спасти, но не сделал этого. Я оставил его без помощи, и мои собаки съели его. Знаю, что и мне предстоит такая же участь...

И действительно чрез три года старец, по его слову, был съеден зверями».

Не лишним будет здесь добавить, что старец Паисий Святогорец сказал об авве Пимене, который сверх подвигов покаяния принял и наказание за свой грех: «Однако в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте».

Святитель Иоанн Златоуст говорит в беседе на 3-й псалом, надписанный «Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего»:

"Но узнай, брат, причину такого надписания [псалма] и сохрани свою душу, пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни, пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом как бы на основании, созидаться страхом Божиим, потому что, как здание без основания бывает непрочно, так и писание, если не видишь цели его, не приносит пользы. Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия... Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией. «Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего». Лучше показать причину войны, чем повествовать о самой войне, дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания. Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной - от слуги, и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной, но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы; если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А, что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя как дикий зверь, изощряет язык свой как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницей; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины? И вот оскорбление женщины отмщается женщиной и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач - Бог. Он действует на тебя ею, как железом, и, как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А, что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует Книга Судей…. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами…. Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, — если и оно порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, - не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему».

Действие духовных и физических законов похоже, но не совершенно одинаково. Есть одно, важнейшее, отличие.  Духовные законы не непреложны. Любовь Божия, Его милосердие к кающемуся отменяют нависшие над человеком губительные последствия его греха.

Старец Паисий Святогорец говорил: "Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы "несердобольны" и человек не может их изменить. А вот законы духовные "сердобольны", и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем — с Многомилостивым Богом. То есть быстро осознав, как "высоко" он залетел от своей гордости, человек скажет: "Боже мой, у меня нет ничего своего, и я ещё горжусь?! Прости меня!" — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остаётся незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с Евангельским законом: "Вси́ бо прие́мшие но́ж ноже́м поги́бнут" (ср. Мф. 26, 52). То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня "бьёт мечом" собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих — а Его суды это бездна — мы видим, что Бог "меняется" тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребёнок берётся за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог даёт тебе по затылку - Говоришь "согреших"? Он подаёт тебе Свои благословения.

Некоторые люди покаялись в своём грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили… Если человек кается, то он не наказывается: его милует Христос.

— Геронда, а если человек совершает падение и скорбит об этом, то расплачивается ли он подобным образом за свои духовные долги?

— Он осознает свой долг [Богу] или скорбит эгоистично? Если он осознает свой долг, то платить за своё падение уже не будет. Однако если он своего долга не осознает, то Бог попустит и расплату. … Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит — Бог нас оставил. А если человек не несёт никаких наказаний и принимает лишь благословения, то, видимо, он совершил что-то доброе и за это доброе Христос платит ему в сей жизни — вдвойне и втройне. Однако за свои ошибки такой человек не расплачивается. И это тоже плохо. Предположим, я совершил что-то доброе на десять процентов, а Христос воздаёт мне за это на двадцать процентов, и я не имею ни скорбей, ни расстройства. Но в этом случае я не расплачиваюсь за свои грехи.

Как говорит Святой Исаак Сирин, несчастья в этой жизни уменьшают адскую муку. То есть в подобном случае по отношению к человеку вступают в действие духовные законы, исчезает какая-то часть адских мучений».

Таким образом, человек может прекратить действие духовного закона  раскаянием, покаянием и смирением.

Как быстро действуют духовные законы? Они могут вступать в действие по-разному, в разные сроки, или не действовать вообще в течение этой жизни, в зависимости от промысла Божия о человеке, от духовного устроения человека:

Старец Паисий Святогорец:

«Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит — Бог нас оставил.

— Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

— Бывает по-всякому. Часто остается только удивляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. К примеру, монахиня моет стёкла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлекается [ — неудачное движение] — и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.

— Геронда, а когда духовные законы действуют сразу, что это значит?

— Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за всё вместе [впоследствии]. Однако, если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек — ребёнок, удалившийся от своего Отца — Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит. Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени — до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: "Лука́вии же челове́цы и чароде́е преуспе́ют на го́ршее, прельща́юще и прелъща́еми" (2 Тим. 3, 13)».

Если у христианина отсутствуют искушения, это веский повод внимательно вглядеться в то, как он живёт, искать, что неверно в его духовной жизни.

Святой Марк Подвижник говорит: "Что за надобность дьяволу бороться с теми, которые всегда лежат на земле и никогда не встают".

Он прямо пишет, что если у кого-то нет скорбей, то это тревожный знак: «Если кто явно согрешая и не каясь, не подвергается никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости… Желающий избавиться от будущих горестей должен охотно переносить настоящее. Ибо таким образом, мысленно изменяя одно в другое, он через малые скорби избежит великих мучений».

Св. Игнатий Брянчанинов писал духовному чаду: "Неискушенная добродетель, сказали святые отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь величаемого от людей православных добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, знайте: его добродетель, его Православие не приняты Богом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему! На нечистоту человеческую он взирает снисходительно, врачует ее различными средствами; в ком увидит нечистоту бесовскую, от того отвращается. Любя Вас и сына Вашего, приближая Вас к Себе, Он попустил Вам скорбь».

Это означает, что действия духовных законов нам не надо бояться. И они, как всё в мире, даны нам Богом ради нашего спасения - и поэтому их надо использовать для исправления нашей жизни, о чём прекрасно сказал святой Паисий Святогорец: «…насколько возможно, живите смиренно. Думайте о том, что у нас нет ничего своего. Всё, что у нас есть, дано нам Богом. Всё, что у нас — Божие. Наши — только грехи. Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм. И пусть — пусть Бог устраивает всё так и смиряет нас до тех пор, пока нас не застанет смерть».