Статьи

Мнения о возможности Царствия Божия в некрещёном человеке противоречат христианскому вероучению, повреждают многие догматы. Если бы человек не был бы искуплен Крестною жертвой Спасителя, он не мог бы получить спасающую благодать Святого Духа, как никто и не получал её в ветхозаветные времена. Лишь искупление открыло нам путь ко спасению в Церкви посредством таинств, учреждённых в ней Богом. ...если бы спасающая благодать Святого Духа была доступна внешним, не принявшим крещения, то зачем было воплощение Сына Божия, Крестная жертва, создание Церкви Христовой? 

О Царствии Божием, атеистах и прекраснодушии

Мы, и уверовав, нередко не понимаем, что такое вера, не знаем о законах её возникновения, жизни, укрепления, или ослабления и утраты. А между тем, опасности такого неведения не стоит недооценивать, ведь пассивное отношение к собственной вере может привести к её увяданию и даже потере. Так что это - вопрос жизни и смерти в вечности.

Вера. Законы жизни

Мнение, что совесть в нас безупречна, очень распространено. Если совесть нас укоряет, мы обычно тревожимся, если она молчит, мы уверены в своей правоте. А между тем, всё намного сложнее, и наши отношения с собственной совестью требуют много внимания, трезвения, рассудительности, честности. Рассмотрим несколько заблуждений, которые могут дорого стоить тем, кто следует им.

Совесть. Всегда ли она действует правильно?

Как видим, лукавые духи при попущении Божьем могут являться людям воочию, и в любом обличье. Тем более могут они вмешиваться в помыслы человека, не только внушая грешные мысли, но и вступая с ним в диалоги от лица, будто бы, другого человека.

Морок или О недоверии тому, что кажется

«Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя» (Пс. 120, 3), - учит нас пророк Давид. Святые отцы так объясняют этот стих: "Не оставляй ровного пути добродетели, чтобы и Бог, хранящий тебя, не воздремал и не лишил благодати и попечения Своего. И поелику ты поползнулся по своей неосторожности ко греху, то бойся, чтобы Бог не перестал уже хранить тебя".

О разумной и безрассудной надежде на Бога

Время создано Творцом вместе с видимым миром, очевидно создано для того, чтобы человек мог на его протяжении сделать свой выбор: быть с Богом, или остаться "во тьме кромешной" - "кроме" Бога. Время закончится, когда каждый из людей сделает это выбор.

Время. Очерки православного воззрения

Эти заметки продиктованы желанием понять, что такое воля человека - эта одна из важнейших сил души - и почему, как утверждают все святые отцы, для грешников за гробом нет покаяния, а для праведников там уже не будет никакого поползновения ко греху.

Воля. Очерки православного воззрения

...Есть и множество других причин, по которым Бог не посылает нам сразу того, что мы просим: преждевременность прошения, неявный для нас, но видимый Богу вред от его исполнения, духовная польза для нас от продолжения молитв и терпения спасительных скорбей, и др. При этом всегда в ответ на молитвы Господь посылает смиренно молящемуся иные дары, более ценные, чем мы могли бы представить.

Когда Бог не подаёт просимого?

Непреложная истина, что таинства, совершаемые священнослужителем Православной Церкви, действительны всегда, если он не запрещён в служении или не извергнут из сана. Не силой священнослужителя, но благодатью Святого Духа совершаются таинства Православной Церкви. 

Таинства Церкви непреложны

Для нас, созданных для блаженной вечности, смерть противоестественна и ужасна. Она ощущается нами как бедствие и кара. И тем не менее, как учат святые отцы, даже самою смертью Бог оказал человеку великое благодеяние. Божией милостью даже самая смерть стала для нас надеждой на спасение.

Смерть. Промысл правосудия и любви

Только Божия благодать, подаваемая в таинстве покаяния, сильна очистить душу от смертного греха и избавить её от его тягостных уз. А если мы лишаем себя помощи Божия таинства, то остаёмся с душой, повреждённой, искалеченной, помрачённой грехом. И эта греховная тьма разрушает и душу, и тело чем дальше, тем больше, и лишает надежды спасения. Свидетельства о подобных бедах остерегают нас из глубины веков и до наших дней, призывая к искреннему покаянию, пока у нас есть ещё время...

Неисповеданный грех

Не в том дело, что любовь Божия отвращается от грешника за гробом, а в том, что за гранью смерти меняется сама душа и если в ней нет «приемлемости света» или «семени покаяния», то она уже не сможет восприять помощь Божию и преобразиться покаянием. …личность после смерти неизменяема. Вступая порогом смерти в вечность, душа начинает и жить по закону вечности.

Узы смерти. Почему в аду нет покаяния

В сокровенном сердца, открытом лишь Богу, сокрыты источники решений души, её воли, избираемых ею путей. Мы видим, да и то не всегда, лишь результаты, и порой не можем не удивляться им. Ни ум, ни положение в обществе, ни занятия и склонности, - ничто не определяет выбора.  ...Тайны жизни сердца обнажаются в нашем главном выборе. Описывавший подвиг великомученика Георгия показал нам два таких решения двух людей, поражающие контрастом…

Император и волхв

Увы, не приходится сомневаться, что ад наполнен «бесстрашными» оптимистами. Теми, кто всю жизнь упрямо и упорно уверяли себя, что Бог бесконечно милосерден, что Он любит каждого так, что всё простит. Уверяли, успокаивали, усыпляли – и поэтому ничего не меняли в своей жизни. Страшно подумать, что они почувствовали за гранью смерти, когда увидели не придуманную, а истинную реальность...

О бесстрашном оптимизме или О том, когда не спасет и Бог

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), и, исправляя согрешающих, Он ведёт нас ко спасению как Своих, пусть и заблуждающихся, но возлюбленных детей. Он не отворачивается от грешников, но всячески направляет их на спасительный путь, любя каждого человека как Своё дитя. И, хотя наказания Божии (от слова "наказ" - "вразумление") кажутся нам горькими, плод их благодетелен, ведь если мы часто живём сиюминутными чувствами, не в силах подумать о будущем, то Бог заботится о нашей судьбе в вечности. И тот факт, что в согрешающей душе не может быть Божией благодати, не означает, что Бог в гневе отторгает от Себя грешника, но лишь то, что сам грех отторгает человека от Божией благодати. Господь же не перестаёт любить любого человека и делает всё, чтобы тот опомнился, образумился и принёс Ему спасительное покаяние. В этом и заключается суть скорбей и искушений, которые условно, применительно к простоте внимающих, называют гневом Божиим: они суть действие Его любви. Преп. Исаак Сирин прямо называет вразумление Божие "видом любви".

Гнев Божий